Вернуться к обычному виду
Важные ссылки
Видео-ДумаНациональные проекты Российской Федерации

Местное самоуправление – пути совершенствования

Белозерский район
10.10.2014

10 октября 2014 года Председатель Белозерской районной Думы  А.М. Тетёркин выступил на страницах общественно - политической газеты Белозерского района «Боевое слово» в рубрике «Реформа местного самоуправления»

Последние два года являются значимыми в совершенствовании реформ местного самоуправления. В 2013 году исполнилось 10 лет действия Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В этом же году состоялся Всероссийский съезд муниципальных образований, определивший «Основы концепции развития местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период».
2014 год – год 150-летия земской (1984 г.) реформы императора Александра II, давшей начало сельской общине и изначальным основам земского самоуправления.
Местному самоуправлению посвящена и целая Глава 8 Конституции Российской Федерации.
В Курганской области действует региональный Закон от 31.03.2008 г. № 288 «О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области», а в Белозерском районе правоопределяющими основами местного самоуправления являются Уставы района и каждого сельсовета.
Вот таково законодательное поле, на котором проживаем мы, россияне-белозерцы.

Какие в жизни сельских и районного муниципалитетов есть проблемы, сложности, наработки и перспективы? С этим вопросом мы обратились к председателю Белозерской районной Думы Анатолию Михайловичу Тетёркину.

– Спасибо за предложенную тему. Вы правильно определили вехи становления народного самоуправления, аж с земской реформы 19 века. Я вообще уважаю и люблю историю. Потому что она, зачастую, циклами повторяется.
В районной библиотеке есть интересная книга «Представительная власть в Зауралье: история и современность». Так вот в ней, в  разделе о земских временах написано: «Несмотря на почёт и уважение, назначение на общественные должности воспринималось крестьянами как обременительная повинность, которая отвлекала их от своего хозяйства. Именно поэтому, зачастую, было довольно сложно найти охотников занять те или иные выборные должности. Не случайно в сельские или волостные начальники выбирались все…. по очереди». Интересно, не правда ли?
Прошло 150 лет, и история повторяется…  А может, сохраняет менталитет общественного сельского уклада? Совсем недавно в районе закончилась огромная выборная кампания. И вот она – аналогия веков: в очереди на сельские депутатские мандаты никто не стоял! Мы проводили опрос общественного мнения, предварительное тайное голосование. Подобрали в сельские думы лучших из лучших. Но ведь при этом почти каждого убеждали, уговаривали пойти на неоплачиваемую общественную должность.
Это и  есть главная из современных проблем сельского общежития. Да, сегодня мы сумели подобрать в каждом сельсовете по 7-10 добровольцев. И только потому, что все белозерские сельсоветы сделали поправки в свои Уставы,  перешли на единые многомандатные округа. А если бы была старая нарезка  округов – по улицам и переулкам? Дома заколочены, избиратели в них прописаны, потенциальные кандидаты в депутаты – в городе, на севере… Вот такова действительность.
Сегодня Курганская область единственная в УФО, где аж 458 сельсоветов! Область самая маленькая – а отдельных сельских территорий полтысячи! Попробуйте подобрать кандидата на Главу малого сельского поселения!? Такого, чтобы имел высшее образование, опыт руководства людьми, чтобы хозяйствовать умел, в законах разбирался. И такие, добротные управленцы у нас есть. Но они зачастую уже  при своих делах, им дорого ради общественного дела расставаться с нажитым…
Лично я уже на протяжении нескольких лет утверждаю, что нужно умное и грамотное совершенствование имеющегося потенциала. Нужно, как  говорит Президент – приблизить власть к народу. А как? Расплодить начальников в каждую деревню?
Поэтому, в нашей работе, считаю, глубоко разумным для начала сделать малое, по принципу: семь раз отмерь…
Например, давным-давно назрела необходимость присоединения деревни Полевое к Светлодольскому сельсовету, а Орловки к Баяракскому. Хорошо знаю, что жители д.Берёзово просятся в Першинский сельсовет, а екимовцы – в Памятинский.
Думаю, выборы прошли, страсти утряслись. Пора народ услышать, и в  каждом отдельном случае принять правильное решение.
Знаю, что наш новый Губернатор А.Г. Кокорин ищет финансовые резервы, чтобы поднять зарплату сельским муниципальным служащим. Это хорошо, только где они – резервы? А может, мы сами их не видим?
Например, вернусь к сказанному о 458 сельсоветах Зауралья. В их числе и ряд наших, малых, по 200-300 человек жителей. В каждом сельсовете Глава, заместитель, бухгалтер, и так далее. Каждый сельсовет обязан исполнять уменьшенные пусть даже до тринадцати полномочия. Из-за отсутствия профессионалов-специалистов скоро половина  даже этих полномочий попросятся в район. Что остается в малом сельсовете? Контора, печать, оргтехника и ЛЮДИ, НАСЕЛЕНИЕ!
У меня большой жизненный опыт. Вижу, что вся реальная ситуация по проблемам малых сельских территорий требует их объединения, укрупнения – с целью приблизить власть к людям! А как?
Для наглядности нарисую одну из  схем укрупненного сельсовета в моем видении. Возьмем за центр какой-либо большой сельсовет. Вводим в его состав два-три-четыре рядом расположенных сельсоветов. Численность населения укрупненного муниципального образования основательно увеличивается. На основании этого увеличиваются все бюджетные составляющие, в том числе и зарплаты.
Но это только при условии, что «сверху», из региона, весь существующий финансовый потенциал бывших малых сельсоветов – оставят, не «оптимизируют». Это, во-первых. Это главное условие: все объемы бюджетов надо оставить, объединить в центральный сельсовет.
При этом , что выгодно? Все 13 полномочий из присоединенных сельсоветов уйдут в «головную боль» центрального.
А как же люди? Для людей в жизни малых сельсоветов надо оставить на местах сельсоветские конторы, оргтехнику и старост! Людям на местах не важны чьи-то проблемы по полномочиям, отсутствию средств и т.д. Людям на месте нужен живой, ежедневный представитель власти, который оставлен им для исполнения одного полномочия – быть среди них, работать на них, оказывать им муниципальные услуги. Выдавать справки, хлопотать за них по ряду услуг, руководить ими. На месте, дома. Этот человек, староста – должен быть освобожден от полномочий по работе с прокуратурой, надзорными органами, с бюджетом. Он – местный народный лидер, отец родной. Но и здесь надо мыслить по-новому, по разумному.
Современный староста должен обязательно быть штатным муниципальным служащим головного сельсовета, получать там достойную зарплату и пользоваться социальными гарантиями. Эту схему не Тетеркин выдумал. Она уже отлажена в Ленинградской области. Сегодня нужно только одно смелое и твердое политическое решение региона.
Вы просили сказать что-нибудь о районной Думе. Во-первых, скоро, в 2015 году – снова выборы. В Курганскую областную и Белозерскую районную Думы.
В своей преамбуле к данному материалу  вы (редакция) уже упомянули о новациях, которые Президент В.В. Путин настойчиво внедряет в совершенствование местного самоуправления. По его инициативе 27 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон №136-ФЗ о внесении изменений в существующее законодательство, которым субъекты РФ наделены полномочиями по регулированию своими законами ряда вопросов, касающихся организации местного самоуправления в регионе.
Поэтому, в первом чтении Курганской областной Думой уже рассмотрен проект Закона Курганской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области». Скажу главное. Согласно этому закону, который скоро будет принят, представительные органы муниципальных районов будут избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при прямом и тайном голосовании.
При формировании районной Думы, уже с начала двухтысячных годов, у нас была та же проблема, что и в сельских территориях: нарезка избирательных округов на одномандатную схему не обеспечивала наличия в глубинных округах кандидатур, желающих стать депутатом района. Пять лет назад мы перешли на многомандатную схему: в районе существует пять трехмандатных избирательных округов. На мой взгляд, и эта схема не обеспечивает чаяния избирателей сформировать глубоко профессиональную районную Думу. Имею в виду представительство в Думе не только учителей и пенсионеров, а примерно так: 15 депутатов - 15 представителей самых различных слоев населения – рабочих, крестьян, интеллигенции, предпринимательского сообщества и так далее. На данном этапе жизни района вижу пока один здравый смысл: сделать три крупных избирательных округа по пять мандатов на каждом. В ближайшее время мы обсудим эти вопросы с депутатами.
В заключение отмечу, что редакция на правильном пути. Обсуждение проблем местного самоуправления на ваших страницах люди обязательно будут читать. Так что идите в народ, к депутатам, к главам сельсоветов. Пусть выступают, пусть озвучивают проблемы и хорошие предложения.
Местное самоуправление – живой организм. За его здоровьем надо следить, надо укреплять его дееспособность на основе здравой действительности.



Возврат к списку

Архив новостей
Думы городов